Львы на дворцовой пристани. Львы на адмиралтейской набережной Львы на набережной невы

04.03.2024

На набережной Невы против восточного крыла Адмиралтейства, увенчанного стройным золотым шпилем с корабликом, находится гранитная Дворцовая пристань, декорированная двумя медными статуями сторожевых львов с передней лапой на шаре.

Львы стоят, повернув друг к другу тяжелые лобастые головы, на верхних уступах широкой гранитной лестницы, спускающейся к самой воде. Своеобразны и выразительны их грозные морды с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. Широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом говорят о силе и ловкости хищника. Передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями львы опираются на шар.

Это, пожалуй, самые популярные в Санкт-Петербурге сторожевые львы. Тонко вычеканенные из листовой меди царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду, а их профили четко прорисовываются на фоне темно-серой глади Невы и бледной голубизны чистого неба.

Львы на Кронверкском проспекте

В Петербурге есть львы не только из мрамора, меди и чугуна. Эти красавцы отлиты в 1915 году из бетона с добавлением гранитной крошки. Находятся они на Петроградской стороне, во дворе дома 5 на Кронверкском проспекте.

Эти львы, притаились в тихом дворике неподалеку от особняка Кшесинской. Дворик маленький и тихий, и даже те, кто всю жизнь прожил на Петроградской, обычно не знают об этой паре статуй.

Музыка: Jean - Yves Thibaudet - Love Letters

Петербург вполне можно назвать львиным городом,
ведь этих представителей семейства кошачьих —
из чугуна, гипса, мрамора и меди —
по питерским улицам разбрелось великое множество!

* * *


У дачи Кушелева - Безбородко.


там же...
Откуда-то слышала, что здание охраняют 22 льва.
Насчитала, почему-то, 24, а именно:
с одной стороны 12, и подразумеваю, что с другой - столько же...))

Сколько же их на самом деле?

Вот, что говорит один официальный источник:
" 29 чугунных львов уселись в один длинный ряд вдоль металлической решетки, ограждающей территорию бывшей
усадьбы А.Г.Кушелева-Безбородко.
Решетка со львами была сооружена в конце 1790-х годов одновременно с пристанью, охраняемой четырьмя сфинксами.
Находятся львы у дома №40 по Полюстровской набережной.
Раньше они держали в пасти чугунную цепь." ......Эвона как!))


Банковский мостик на канале Грибоедова

Немного из истории:

Сам подвесной мост был построен в 1825-1826 годах по проекту Вильгельма фон Треттера. А появлением грифонов мост обязан П.П.Соколову.
Теперь возникает вопрос. Почему на Банковский мостик посадили именно грифонов?
Дело в том, что мост находится перед зданием бывшего Ассигнационного банка. А согласно мифологии обязанность грифонов - охранять сокровища. Вот и стерегли эти львы с орлиными крыльями золотые запасы Государства Российского. Между прочим, между горожанами бытует поверье, что если потереть лапу грифона, богатство вас не минует.
Предлагаю при случае проверить. ;) Если это правда, то в самом ближайшем будущем вы сможете купить тур на Домбай и провести там незабываемый отпуск.))


там же...


Там же...
Банковский мостик -
одно из красивейших мест Санкт-Петербурга, не правда ли?))
* * * * *

Дворцовая пристань.

Самый первый царь зверей прибыл в Санкт - Петербург еще в 1722 году
из Венеции — Петр I заказал его для скульптуры, символизирующей победу России над Швецией (этот монумент до сих пор красуется в Летнем саду).

Но больше всего львиных изваяний «завелось» в Санкт-Петербурге в XIX веке — тогда у домовладельцев было модно украшать ворота или ступени особняков парочкой солидных зверюг. Помимо домов хищники охраняют спуски к Неве и многочисленные мосты,
однако самые известные питерские львы поселились

В 1832 году на Дворцовой пристани напротив Адмиралтейства.

Изготовлены эти медные скульптуры по чертежам Карло Росси, а поскольку они парные, им нескучно — тем более что создатели снабдили их мячиками, в которые можно поиграть, когда никто не видит.
Но при свидетелях львы ведут себя очень даже серьезно:
выпускают когти и скалят зубы.
* * *


Дворцовая пристань.
Адмиралтейская набережная, рядом с Дворцовым мостом.


там же...


там же...


там же...
* * *


Лвиный мостик в створе Малой Подьяческой улицы,
Канал Грибоедова


там же


там же...


там же...

* * *

Шуваловский парк, дом1


там же...


В Петергофе


Дацан. Приморский проспект, 91.


Ши-Дза (китайский лев из Манджурии).
Петровская набережная, рядом с музеем "Домик Петра Первого"



Манежная площадь, Караванная улица, дом 1.


На Малой Садовой у входа во вьетнамский ресторан "Меконг"


Университетская набережная.
* * *


****

Набережная Мойки, 59,
Елисеевский Палас Отель


Там же
***


Набережная Макарова, дом 4


там же


там же
* * *


Невский проспект, 72,
у входа в гостиницу "Красный терем"
* * *


Павловск - пригород Санкт-Петербурга.
Большая каменная лестница.


там же...


там же
* * *

Проспект Ветеранов, 109.


Г. Пушкин - пригород Санкт-Петербурга.


Сторожевой лев на Исаакиевской площади.
* * *

Российский Этнографический Музей.
Подарок государства Израйль Санкт-Петербургу на 300-летие города.
Скульптура: длина - 3м, ширина - 2,5 м, высота - 2 м


У Елагина Дворца.


У здания Николаевской военной академии.
/автор фото утверждает, что это единственный ЛЕЖАЩИЙ лев в Питере.
Но по ходу дела, убедилась, что это нет так!)) /

* * *


Русский музей, он же Михайловский замок


там же...


там же...
* * *
А вот несколько львов, адреса которых мне неизвестны,
или львы попросту неузнаны.
Буду признательна, если подскажете!))

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4


У входа какого-то кафе...
...жалкая пародия! Но, это - личное мнение...

* * * Львы на фасаде зданий. * * *
К сожалению, все адреса указать не смогу.
Давайте просто полюбуемся!


Герб Юсупова на Юсуповском дворце



Каменноосторовский проспект, дом 9\2


...однако, решетка моста...(но, какого? - подскажите!)


Его прозвали "Целовальный Лев"))
Адрес помню не точно. Кажется, на Петропавловке..
(Кто знает, подскажите!)

А как же быть со сфинксами и гриффонами?
Давайте отнесем их тоже к разряду львов!))

Санкт-Петербург

Все пути ведут…на Дворцовую пристань! Да, да, а как же иначе? Ведь именно здесь находится одна из наиболее знаменитых и загадочных львиных пар северной Пальмиры, пользующаяся неизменной популярностью гостей города на Неве и заслуженной любовью коренных петербуржцев. В отличие от многих представителей львиного семейства града Петра Великого, этим сторожевым львам суждено было войти в историю и быть увековеченными не только словом, но и кистью. Именно их царственные изваяния запечатлели на своих полотнах «Дворцовая пристань» и «Вид на Неву от Зимнего дворца» известные художники ХІХвека В. Садовников и А. Беггров. Не стал исключением и век ХХ, открывший миру А. Остроумову-Лебедеву, иллюстрации которой к поэме А. Пушкина «Медный всадник» по сей день будоражат умы читателей, и С. Хаджибаронова, чей «Лев у Дворцового моста» стал еще одним свидетельством немалой популярности венценосных медных скульптур.

Людовик Франц Карл - Набережная Невы у западного фасада Зимнего дворца

История их появления полна загадочных совпадений и таких перипетий событий, что их впору было расследовать Тайной полиции Его Императорского Величества. Не претендуя на хлеб насущный главных сыщиков империи, мы все же возьмем на себя смелость приоткрыть завесу тайны и поведать читателю некоторые особенности строительства Дворцовой пристани и ее знаменитых львов.

Проектируя пристань-лестницу между зданием Адмиралтейства и Зимним дворцом, придворный архитектор Л. Руска планировал украсить спуск к Неве изящными женскими фигурами в сопровождении лежащих львов. Однако проект «верхами» одобрен не был. Помилуйте, господин Руска, но никаких женщин! И если уж львы, так львы сторожевые, а не мирно похрапывающие под шум волн, разбивающихся о твердыню гранита. Ведь после разрушения вокруг Адмиралтейства фортификационных сооружений судостроительный центр Петербурга, да еще и расположенный неподалеку от царской резиденции, необходимо беречь как зеницу ока!

Сторожевые львы появились в проекте декоративного решения Дворцовой пристани, принадлежавшем знаковому для истории Петербурга архитектору К. Росси, который предложил использовать в оформлении несколько скульптурных групп: коней с водничими для верхних уступов спуска и львов, опирающихся на шар (знакомый силуэт, не правда ли?), — для нижних. Проект был одобрен, но… Созданная В. Демутом-Малиновским модель «Коня с водничим» была далеко не столь успешна. Взамен поступило предложение установить на пристани конные группы наподобие украшавших Елисейские поля работ французского скульптора Г. Кусту. В Париж был направлен соответствующий запрос и даже получен ответ, но предварительный расчет стоимости отливки этих исполинских статуй свел на нет все старания архитектора. 32 тысячи рублей за группу – такова цифра, поставившая крест на блистательной идее оформления пристани у Адмиралтейства.

Что же делать? Как же быть? После перекрестной переписки архитектора К. Росси, ответственного за возведение и украшение Дворцовой пристани, директора Александровского чугунолитейного завода М. Кларка, ответственного за отливку грозных сторожевых львов, и министра Императорского двора светлейшего князя П. Волконского, ответственного за всех и вся, было принято решение изготовить львов методом дутья или чеканки из листовой меди. Спустя всего три месяца сторожевые львы Дворцовой пристани приступили к несению службы, вышагивая на чугунных постаментах с волютами, отлитых по проекту архитектора И. Шарлеманя. Авторство медных стражей принадлежит… А, собственно говоря, кому? Именно с этого вопроса и начинается запутанная история знаменитой львиной пары, следы которой уводят в Петергоф.

Многие экскурсоводы, проводя доверчивых туристов по гранитным берегам Невы и демонстрируя вздыбившиеся на пьедесталах мощные фигуры со впившимися в массивный шар когтистыми лапами, с уверенностью называют в качестве автора великолепных пышногривых царственных животных скульптора И. Прокофьева. Но так ли это на самом деле?

При всем почтении к Ивану Прокофьевичу, нам придется возразить против личного принятия мастером участия в оформлении Дворцовой пристани. Ибо один из известнейших художников России ХІХ века отошел в мир иной уже в феврале 1828 года, а вопрос о внешнем виде львов стал на повестку дня только осенью. А уж о том, что окончательное решение по их отливке было принято лишь спустя 4 года – в 1832, и говорить не приходится. Любознательный читатель может предположить, что львы были задуманы скульптором несколько ранее. Но последнее творение профессора И. Прокофьева датируется 1822 годом, после которого он не работал в связи с постигшим его параличом правой стороны тела вследствие тяжелейшего апоплексического удара.

Так откуда же взялось утверждение об авторстве потрясающих воображение львов Дворцовой пристани? В рассказах экскурсоводов удивительным образом переплетаются имя скульптора И. Прокофьева, схожесть львов Дворцовой пристани со львами флорентийской площади Piazzadellasignoria и утверждением, что сторожевая пара была отлита по уже имевшимся на Александровском чугунолитейном заводе моделям. При этом мало кто задумывается, что изложенные факты несколько противоречат друг другу.

Чтобы внести ясность, нам придется вернуть читателя к переписке между архитектором К. Росси, директором чугунолитейного завода М. Кларком и князем П. Волконским. Одна голова – хорошо, а две – лучше. Так, по всей видимости, думали К. Росси и П. Волконский, задумав поставить на пристани сторожевую пару, прототипом которой послужили обитавшие в Петербурге у Военного министерства львы работы семейства Трискорни, напоминавшие тех самых пресловутых флорентийцев с Piazzadellasignoria.

Но М. Кларк «наполеоновские планы» развенчал, уведомив, что в связи с изменением размеров львов необходимо изготавливать под них новые гипсовые модели, что приведет к существенному удорожанию проекта. В то же время на заводе есть модели таких львов, но несколько меньших. Так может, министерство примет решение в пользу уже существующих? И министерство приняло, несмотря на все возражения К. Росси, утверждавшего, что размеры не впечатляют. Возражениям не вняли, поскольку ранее по тем же формам были отлиты львы Елагина дворца, Русского музея, дворца в Стрельне и аракчеевского имения в селе Грузино, а недовольства по поводу размеров стражей ни венценосное семейство, ни его окружение доселе не выказывало.


Но так причем же здесь И. Прокофьев, если все эти львы являются копиями пары, установленной на одной из красивейших площадей Флоренции?! Наверняка спросит наш уважаемый читатель. Дело в том, что все представители «львиной гвардии» Его Императорского Величества, начиная от львов Елагина дворца и завершая львами Дворцовой пристани, отлиты по формам золоченных бронзовых львов Львиного каскада Петергофа, авторство которых как раз и приписывалось некоторыми источниками профессору И. Прокофьеву.

Весьма занимательно, что при этом все те же источники в материалах по строительству и декоративному оформлению Михайловского и Елагина дворцов о фамилии скульптора успешно забывают и констатируют факт копирования львов флорентийских. Предположительно, вывод об авторстве профессора Петербургской Академии художеств был сделан на основании данных отчета по проводимым для Петергофа работам в журнале Академии, в котором упоминалось о доставке из литейной мастерской львиных форм и форм тритонов работы И. Прокофьева.

Однако по нашему разумению, Иван Прокофьевич «пал жертвой» документальной неразберихи. Уже в следующем отчете Академии четко обозначено, что профессор трудился только над тритонами, в то время как по отношению ко львам вместо автора указывается лишь общее количество гипсовых форм – 15 ящиков. По удивительному стечению обстоятельств, в Академию художеств незадолго до этих событий прибыло именно 15 ящиков гипсовых форм флорентийских львов с Piazzadellasignoria. Вместе с формами статуй Геркулеса и Флоры, также отправившихся на Львиный каскад. Случайны ли такие совпадения?.. Более того, львов Львиного каскада не включают в творческое наследие скульптора даже биографы И. Прокофьева (а ведь гордиться, мягко скажем, есть чем!).


Подводя итоги нашего, надеемся, не слишком утомительного расследования, остается лишь сделать вывод, что И. Прокофьеву принадлежит бесчисленное множество непревзойденной красоты барельефов и скульптур, но ко львам Дворцовой пристани этот замечательный мастер свою руку вряд ли приложил.

Если же уважаемому читателю после ознакомления с этим небольшим экскурсом в историю сторожевых львов Петербурга захочется иметь в своем доме такую же грозную пару, камнерезная мастерская ArtMart поможет воплотить возникшее желание в жизнь. И представляя новых обитателей дома изумленным гостям, можно будет сказать: «Это такая запутанная история…».

Царь зверей на переправе

Крылатые создания

Дом со львами

Львы у Елагина дворца

Китайские львы Ши-Цза

Львиная стая

Львы на Дворцовой пристани

Петергофский лев

">

Северную Пальмиру населяют разнообразные существа: с набережных на прохожих взирают загадочные сфинксы, со стен дворцов раскрывают клювы разномастные совы, бьют хвостами драконы, замерли в тишине нетопыри, кони, малыш Чижик-Пыжик. Не обошлось и без львов – гигантских котов в культурной столице немало: гипсовых, мраморных, высеченных из гранита, ярких, блеклых, филигранных, простых, современных и насчитывающих не менее 200 лет. Но обо всем по порядку.

Согласно мифологии, лев – лидер и мудрый правитель, наделенный могуществом, отвагой, мужеством и величием. Он олицетворяет власть, огонь, дневное светило. Когда точно возникла мода на декорирование крова и улочек хищниками неизвестно: по одной из версий, эта страсть проявилась во времена правления Петра I, который встречал подобные каменные творения в Европе. Суеверные же европейцы в средневековье пришли к убеждению, что львы – отличные стражники, так как спят с распахнутыми глазами, а потому не пропустят под крышу бесов. Согласно другой теории, скульптурные изображения этих зверей стали распространены в девятнадцатом веке, когда русские зодчие обратили внимание на Итальянское искусство и творчество античных гениев, которые нередко высекали из камня пышные гривы, цепкие когти и могучие поджарые тела. Давайте вспомним, где в нашем краю можно встретить удивительных существ.

Царь зверей на переправе

«Мост со львами в Санкт-Петербурге?» - это про пешеходный Львиный мостик, переброшенный через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе. Построена речная переправа была в 1825 году. В этот же промежуток времени академик Павел Петрович Соколов взялся за создание алебастровых форм для будущих монументов. Каждый из благородных красавцев служит не только в качестве украшения: в двухметровых белоснежных статуях скрыты механизмы, удерживающие мостовой пролет и людей на нем. Устойчивость конструкции придают увесистые плиты, служащие основанием левушек.

Подвесная переправа пришлась по душе не только местным обывателям: спустя 10 лет немецкая компания Borsig возвела уменьшенную копию моста в Тиргартене – одном из парков Берлина. Разработкой проекта занимался градостроитель Людвиг Гессе. Увидеть это деревянное сооружение можно и в наши дни.

Крылатые создания

Любимые многими львы с крыльями в Санкт-Петербурге расположились на Банковском мосту. На самом деле, их зачастую называют грифонами, но находятся и несогласные с таким термином, ведь согласно преданиям, эти сказочные персонажи обладали головой птицы, а у скульптур на канале Грибоедова такой особенности нет.

Открытие Банковского моста состоялось спустя 25 дней после запуска Львиного мостка, к строительству изящной конструкции были привлечены те же архитекторы и ваятели. Принцип устройства такой же, что и у старшего собрата: изысканные пролёты держатся звеньями цепи, которые укреплены в изваяниях. Полюбоваться здесь можно не только волшебными львами-грифонами, но и пейзажами: с настила открывается великолепный обзор на храм Спаса на Крови, Казанский Собор и Дом Зингера, изумрудные насаждения вокруг серого гранита и спокойную, чуть зеленоватую рябь воды, в которой отражаются горделивые блюстители справедливости.

Дом со львами

О них писал еще Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный Всадник»: «С подъятой лапой, как живые, стояли львы сторожевые». Разумеется, речь идет о потрясающих стражах, что держат лапой покатые каменные шары у Дома Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади. Уникальные особи, поражающие своим грациозным и величавым видом, родились в Италии: под южным солнцем над сотворением точеных линий работал мастер Паоло Трискорни.

В XXI столетии в элегантном дворцовом комплексе, который спроектировал прославленный архитектор Огюст Монферран, расположен отель класса делюкс, постояльцев которого каждую ночь стерегут благородные кошки.

Львы у Елагина дворца

У восхитительного Елагина дворца на гранитных постаментах разместились две чугунные скульптуры львов, лапы которых покоятся на полусферах. Издали они кажутся близнецами: копна косматых волос, таинственный полуоскал-полуулыбка, однако если рассмотреть фигуры поближе, то станут очевидны различия: они есть как в положении, так и во внешнем облике. Изготовлены были в 1822 году на Санкт-Петербургском казенном литейном заводе.

Китайские львы Ши-Цза

Эти необычные скульптуры окаменели на Петровской набережной неподалеку от домика Петра Великого. Массивные фигуры весом в 2,5 тонны родом из Маньчжурии: на свое новое место жительство они переехали в 1907 году, когда были преподнесены Петрограду в качестве подарка.

В Китае львы-лягушки обязаны стеречь семейный очаг, а потому высекаются и устанавливаются как минимум парой. Папа-лев, как глава династии, удерживает шар, символизирующий свет, знания, богатство, а его спутница, мама-львица, поддерживает малыша-львенка: раскрытая пасть супруги главы звериного царства отгоняет нечистую силу от своего чада, которому предстоит продолжить род.

Изначально предполагалось, что свободолюбивые хищники украсят храм-молельню генерала Чана в китайском Гирине, однако после смерти чиновника новоявленный губернатор решил преподнести в дар львов приамурскому генерал-губернатору Николаю Ивановичу Гродекову, который, в свою очередь, передал их в столицу Российской Империи.

Другими излюбленными восточными животными, поселившимися в Петербурге, являются шанхайские львы, подаренные городу на 300-летний юбилей. Живут они в Саду дружбы на Литейном проспекте.

Львиная стая

Самую большую популяцию этих грациозных представителей кошачьего семейства можно отыскать перед дачей Безбородко на Свердловской набережной. 29 львов соединены тяжелой чугунной цепью. Сам особняк был возведен еще в 1773-1777 годах, однако затем несколько раз перестраивался. Каменные стражи были установлены перед усадьбой в начале XIX века. Возможным автором изваяний принято считать Николая Александровича Львова.

Кстати, в 70-ых годах XX века у роскошной дачи проходили съемки фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Герои кинокартины пытались найти клад подо львами! Помните этот момент?

Львы на Дворцовой пристани

Однако самыми популярными, по мнению краеведов, львами в городе являются отважные создания у павильона Адмиралтейства. Чугунные изваяния стоят на высоких пьедесталах, повернув друг к другу крупные лохматые головы. Пасти их оскалены то ли в страшном рыке, то ли в удовлетворенном урчании, торчат острые, устрашающие клыки... Мощные мускулистые телеса застыли в напряженной позе, по одной лапе с выпущенными когтями покоится на шаре.

Кстати, о шарах – многие из царственных зверей действительно изображаются со сферой под лапкой, и этому есть объяснение. Дело в том, что львы призваны охранять жилище человека от посягательства злых сил. Но что будет, если страж заснет? На такой случай и нужен шар: когда лев погружается в вожделенную дремоту и расслабляет конечность, шар начинает катиться. Почувствовав движение, Король всех животных сбрасывает оковы сна, чтобы и дальше блюсти свою службу.

Львы, которых можно увидеть на Дворцовой пристани, присутствовали еще в самых первых проектах этой локации, развитием которых в 1717 году занимался архитектор Луиджи Руска. Однако вылеплены скульптуры были только спустя сотню лет: в 1832 году мастер Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева создал известные ныне образы. В сентябре того же года они украсили пристань, где и стоят по сей день.

Этих львов, надо отметить, неоднократно увозили на реставрацию: туристы да и сами петербуржцы любят забираться статуям на спины. Так, одна из последних внеплановых реконструкций приходится на 2006 год, когда по торсу одного из зверей пошли множественные трещины: вероятно, неуклюжий седок проломил тонкий лист меди, из которого сделаны львы. К месту происшествия оперативно прибыли «спасатели»: реставраторы, одетые в белые врачебные халаты, осмотрели своего нетривиального «пациента», бережно перебинтовали изувеченное тулувище, а затем с помощью крана погрузили на «КАМАЗ», который был замаскирован под машину «скорой помощи». Пока памятник вынужден был проходить оздоровительный курс в мастерской, его место заняла желтая пластиковая копия – лев «Бонифаций». Когда же заместитель был продан, то на пустующее пространство водрузили чудо из воздушных шаров.

Изображение этой парочки «придворных» львов можно найти на монетах 2003 года, которые были отчеканены к 300-летию основания Санкт-Петербурга.

Петергофский лев

Еще один знаменитый лев является частью центрального фонтана Петергофа – «Самсона, раздирающего пасть льву». Однако то, что мы видим, не является оригиналом монументальной статуи: она была утрачена в ходе разрушительной Великой Отечественной войны. Восстановленный ансамбль, над которым трудились скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов, был открыт в 1947 году.

Разумеется, это не все хищные обитатели нашего края: несколько безмолвных экспонатов также можно обнаружить перед зданием номер 12 на Адмиралтейском проспекте, у Русского музея, на Западной стрелке Елагина острова и в других кварталах.

Стоит добавить, что, как и в случае со многими другими мистическими существами, со львами связано множество сказаний и суеверий. Так, например, в обществе бытует поверье, что если поцеловать льва, то он подарит вам удачу в любви и занятиях! А некоторые из них способны исполнять желания: достаточно потереть львиную лапку или нос, обойти вокруг статуи, а затем шепнуть ей о самой заветной мечте.

Каждый петербуржец может с большой долей уверенности заявить о том, что одно из наиболее завораживающих мест в городе – Адмиралтейская набережная с загадочными львами. Царственные звери добавляют мистики в романтические прогулки этими местами. Пользующиеся огромной популярностью в Санкт-Петербурге, медные сторожевые львы являются точной копией собратьев, несущих охрану во Флоренции. С единственной разницей: заморские львы – каменные. Тем не менее в Северной столице цари зверей пользуются таким успехом у туристов, что неоднократно страдали от желающих половчее и повыше залезть на фигуры, дабы словить удачный ракурс для съемки.

А звери-то немолоды – почти 200 лет от роду. Серьезная цифра! Дата рождения величавых статуй из тонкой листовой меди – 1832 год. Изготовлением грациозных кошек на Александровском чугунолитейном заводе занимался мастер Пранг. А для литья использовали гипсовые слепки с флорентийских сородичей. В том же году фигуры и вазы стали главным украшением спуска к Неве. Чуть позже вазы перенесли на Петровскую пристань, а львов разместили поближе к Адмиралтейству. Опорой для «хранителей» стали пьедесталы, отлитые на том же заводе. Удобно устроившись на чугунном «коврике», львы не только все это время верно несли свою службу, но и стали ярчайшим украшением гранитного спуска к Неве.

Со своего места они не пытались спрыгнуть вот уже столько лет… ну, разве что тайно прогуляться ночным городом, когда вокруг нет ни одного стороннего наблюдателя.

Не было бы реставраций, да туристы помогли

Отменная качественная заводская работа оправдала себя и не нуждалась в постоянных ремонтах. Львы стойко пережили Великую Отечественную и требовали реставрации лишь дважды – в послевоенные годы и в 1991 году. А вот третья реставрация была вынужденной и крайне необходимой.

Тогда в полые туловища львов пришлось «вживить» прочные стальные каркасы. В них не было бы надобности, если бы многочисленные туристы, постоянно взбирающиеся на спину одного изо львов, не проломили тому туловище.

Кроме пылкой любви туристов, царственные изваяния на Адмиралтейской набережной заслужили и на хвалебные шедевры словом и кистью. Известные художники XIX века Василий Садовников и Александр Беггров запечатлели сторожевых львов на своих полотнах. Анна Остроумова-Лебедева и Сергей Хаджибаронов, творящие уже в XX столетии, тоже посвятили свои работы популярным скульптурам.

Автора на сцену! Да настоящего!

Сама история появления этих красавцев надежно спрятана под завесой тайн и загадок, которую так интересно хоть чуток приоткрыть…

Первоначально спуск к Неве планировали украсить женскими фигурами в «львином» сопровождении. Но идею отмели, оставив лишь животных, да притом с непременным условием: те в обязательном порядке должны быть сторожевыми! Ведь судостроительный центр Северной столицы следует оберегать денно и нощно! Так львы-охранники очутились в проекте архитектора Карла Росси, а после появления на свет приступили к несению важной службы.

Именно с определения «отцовства» львов начинается тайна этой истории. Многие экскурсоводы уверяют туристов, якобы фигуры были отлиты по проекту Ивана Прокофьева. Но как оказывается, это не совсем так: вряд ли мастер на тот момент мог лично принимать участие в оформлении пристани. Иван Прокофьев почил зимой 1828 года, а вопрос об обличии львиной «гвардии» встал только осенью. Не говоря уж о том, что лишь спустя 4 года было принято решение об отливке фигур. На предположение, мол, скульптор мог еще ранее задумать грациозных кошек, тоже имеется ответ. По состоянию здоровья (полный паралич правой стороны) мастер последние 6 лет не занимался творчеством. Как ни крути, а, выходит, что приписывание авторства ошибочно. Ивану Прокофьеву, и правда, принадлежит великое множество красивейших скульптур и барельефов, но, увы, к Адмиралтейским львам они никакого отношения не имеют.

Как бы там ни было, а до сих пор величавые звериные скульптуры занимают свое особое место под небом Санкт-Петербурга. Хорошо просматриваемые с множества точек Адмиралтейской набережной, четкие профили львов отображаются на фоне глади Невы, одновременно украшая гордыми очертаниями небесный свод…