Город батурин история. Батурин - легендарная гетманская столица

19.04.2024

На этой территории существовало древнерусское городище .

История XVI-XVII веков

История XX века

В 1923 году в Черниговской губернии были созданы округа, а вместо волостей-районы. Батурин стал центром района Конотопского округа Черниговской губернии. В 1925 году губернии были ликвидированы. В 1932 году, после очередной административно-территоральной реформы, Батурин вошел в состав вновь созданной Черниговской области.

С 1960 года Батурин - поселок городского типа.

Современная история

В официальных документах Кабинета Министров Украины события 1708 года называются «Батуринская трагедия ».

В настоящее время в Батурине реконструируются 5 объектов: цитадель, дворец гетмана Разумовского, дом Кочубея, Воскресенская церковь и Воскресенская школа при храме. В посёлке имеются кинотеатр и публичная библиотека.

Автобусная линия связывает Батурин с Бахмачем и Конотопом . Ближайшая железнодорожная станция - Бахмач.

Напишите отзыв о статье "История Батурина"

Примечания

Ссылки

  • История городов и сёл Черниговской области, 1983 г.

Отрывок, характеризующий История Батурина

Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
– Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
«Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.
«Тогда, когда всё погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворять своим страстям в пределах добродетели, и чтобы наш орден доставлял к тому средства.
«Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся – тогда всё будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества».
Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые казалось были на его стороне, понимали его по своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее.
По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухому замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре. Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой.

На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.
В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы.
Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся.
В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.
«Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою?
Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем.
«Москва, 17 го ноября.
Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».

Герб Батурин (город)

Страна Украина
Область Черниговская область
Район Бахмачский район
Горсовет Батуринский горсовет
Почтовый индекс 16500
Город с 2008
Конфессиональный состав христианство
Население 3066 человек (2010)
Первое упоминание 1625
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
КОАТУУ 7420355300
Национальный состав украинцы - преимущественно
Тип климата умеренный умеренно континентальный
Координаты Координаты: 51°20′00″ с. ш. 32°53′00″ в. д. / 51.333333° с. ш. 32.883333° в. д. (G) (O) (Я)51°20′00″ с. ш. 32°53′00″ в. д. / 51.333333° с. ш. 32.883333° в. д. (G) (O) (Я)
Телефонный код +380 4635
Автомобильный код CB / 25
Площадь 0,7 км²
Средняя высота 130-140 м

Батурин (укр. Батурин) - город, расположенный на территории Бахмачского района (Черниговская область, Украина) на левом берегу реки Сейм (левый приток Десны). Столица казацкой Украины в XVII-XVIII вв. Батурин считался городом в период 1625-1923 гг. и с 2008 года снова обрёл статус города.

История

Впервые упоминается в 1625 году. В 1669-1708 годах - местопребывание гетманов Левобережной Украины. В 1708 году гетман Мазепа решает, что настала удобная возможность для разрыва с Русским царством. После объединения Мазепы с Карлом XII русский царь Пётр I приказывает Меншикову захватить Батурин, и Батурин был взят.

По имени города назван был один из куреней Сечи. После переселения запорожских казаков на Кубань было основано Батуринское куренное селение - современная станица Батуринская .

Известные люди, связанные с городом

  • Орлик, Григор (родился в 1702) - французский военный деятель, генерал-лейтенант, сын гетмана Филиппа Орлика , ближайшего соратника гетмана Украины Ивана Мазепы ;
  • Галерея

    Заповедник "Гетманская столица". Дворец Розумовского.

    Сложно сходу назвать еще города, которые, подобно Батурину, хранили бы в себе столько белых исторических пятен и вызывали бы стoлько неоднозначних и противоречивых оценок тех исторических событий, происходивших там.

    Как бы то ни было, но Батурин занял в истории Украины одно из ключевых мест.

    И если вам хочется заглянуть на несколько сотен лет назад в казацкое прошлое Украины, то непременно следует приехать сюда. Ведь этот городок был официальной резиденцией левобережных украинских гетманов — Демьяна Многогрешного (1669-1672), Ивана Самойловича (1672-1687), Ивана Мазепы (1687-1708) и Кирилла Разумовского (1708-1764). Сейчас здесь размещается Национальный историко-культурный заповедник «Гетманская столица».

    Относительно происхождения названия города ученые придерживаются разных мнений. Однако наиболее вероятной является одна из следующих версий. В словаре Даля слово «батура» означает башня, крепость, городок, а еще — упрямый, непослушный. Или же Батурин — это тот, который принадлежит Баторию — польскому королю Стефану Баторию. Ведь именно здесь располагалась юго-восточная посполитская оборонительная крепость, основанная по его приказу, которая впервые упоминается в 1625 году.

    Отсюда возникает вопрос о времени основания города.

    Принято вести отсчет от первого упоминания о городе, т.е. получается начало ХVII века.
    Однако в результате археологических исследований в центральной части Батурина были обнаружены остатки городища XI — XII вв. Именно в это время, 900 лет назад здесь с целью контроля северо-восточного участка границы Задесенья и р.Сейм была построена крепость. Исследование оборонительных сооружений показали, что под подошвой валов нач. ХVII в. уцелели остатки укреплений конца ХI — ХIII вв. с типичными для древнерусских городов деревянными конструкциями — клетями в основе последних.
    Здесь находится единственный подобный возвышенный участок левобережной террасы р.Сейм в ее нижнем ее течении, который позволял контролировать фактически весь ее бассейн.
    Вероятно, городище было разрушено монголо-татарами осенью 1239 года.

    Следующий раз о батуринских высотах вспомнили уже в начале ХVII века. Крепость также возвели на высоком правом берегу реки Сейм. За Цитаделью закрепилось историческое название «Литовский замок». Цитадель была небольшой по площади, окруженная деревянно-земляными укреплениями, состоявшими из вала, рва и дубового частокола. Со стороны приречного плато к Цитадели полукругом прилегала крепость.

    С 1654 года имел статус города с магдебургским правом и магистратом. В правление Ивана Мазепы Батурин достиг наибольшего расцвета. Город имел свыше 20 тыс. населения, 40 церквей и 2 монастыря. Батуринская крепость занимала площадь почти 20 га, имела мощный оборонный вал, и частокол. Батуринский замок был тогда одним из крупнейших в Украине.

    Именно отсюда в 1708 году И.Мазепа выступил для соединения с Карлом XII. Русский царь Петр I, получив известие об измене Мазепы, решил сорвать свою злость на столице гетмана – Батурине и приказал Меньшикову уничтожить город. Можно по разному трактовать и оценивать происшедшее далее, но факт остается фактом. Войско Меньшикова, захватив Батурин, устроили чудовищную резню, уничтожив всех казаков, а также мирное население, не щадя ни женщин, ни детей. Также они разграбили и сожгли город, не пощадив даже церквей и монастырей. В официальных документах эти события называют «Батуринская трагедия». После этого А.Меньшиков получил Батурин в подарок от императрицы Екатерины I, а резиденция гетманов была перенесена в Глухов. С этого времени Батурин приходит в упадок.
    Лишь в середине ХVIII века, когда в 1750 — 1764 рр. стараниями последнего гетмана Кирилла Разумовского в Батурин вторично вернулась гетманская резиденция, город начал оживать.

    После ликвидации полкового деления Украины вошел в состав Черниговского наместничества, затем-Малороссийской губернии, а с 1802 года-Черниговской губернии.

    До нашего времени сохранился дом генерального судьи Василия Кочубея, возведенный в конце XVII в нач. XVIII в. Это единственное сооружение, которое уцелело после «Батуринской трагедии». Именно сюда пришел Иван Мазепа к генеральному судье Кочубея просить руки его дочери, своей любимой Мотри. И получил категорический отказ. Сейчас в здании расположен музей «Дом Генерального судьи В. Кочубея».

    Однако главным украшением и в определенной степени символом Батурина уже более 200 лет остается дворец последнего гетмана Левобережной Украины Кирилла Разумовского.

    С именем К. Разумовского связана еще одна архитектурная достопримечательность Батурина — Воскресенская церковь, построенная в течение 1799-1803 гг. в стиле классицизма. Существует предание о том, что К. Разумовский лично указывал место в церкви, где должен быть похоронен, и за несколько месяцев до смерти осмотрел кирпичный склеп, в котором вскоре и был похоронен.

    На сегодня также воспроизведены сооружения Батуринской Цитадели в том виде, в каком они были во времена Мазепы.

    Стоит также посетить Батуринский археологический музей, который размещается в реконструированном помещении Воскресенской церковно-приходской школы (1904 г.). Неподалеку от Батурина находится местность называемая Гончаровка. При гетмане И. Мазепе (1687-1708 гг.) здесь находилась его загородная резиденция. Центром усадьбы был дворец (д.п. 90-х гг XVII века), рядом — деревянная церковь. Все было уничтожено во время батуринской трагедии. 1991г. на территории резиденции была установлена мемориальная плита с портретом Мазепы.

    Также в состав Национального историко-культурного заповедника «Гетманская столица», входит могила основоположника современного пчеловодства, изобретателя первого в мировой практике рамочного улья Петра Прокоповича. Недалеко от Батурина в с. Пальчики он основал школу пчеловодства. Здесь он умер и был похоронен. В 1954 г. на могиле пчеловода установлен памятник. Кроме того, в заповеднике хранятся личные вещи П. Прокоповича, ульи с его пасеки и другие приспособления пчеловода.
    Еще один памятник П. Прокоповичу в 1975 г. украсил одну из аллей Кочубеевского парка в Батурине.

    Память о семье Кочубеев в Бахмачском районе хранит усадьба Кочубеев и парк, которые находится в с.Тыница, что в 10 км от районного центра – г.Бахмач.
    Нельзя не упомянуть, что в Батурине 5 ноября 1702 года родился Григорий Орлик – французский военный деятель, генерал-лейтенант, сын гетмана Филиппа Орлика, ближайшего соратника И. Мазепы. Во Франции на землях, принадлежавших Григорию Орлику, был построен парижский аеропорт, названный в его честь — «Орли».

    Туристов в районе привлекает еще один старинный духовный центр — Николаевский Крупницкий монастырь, расположенный в с. Осич, за 11 км от Батурина.
    В селе Шевченка находится могила известного художника Н.Н. Ге.

    История города Батурина

    История названия города Батурина
    Батурин-город в Бахмачском районе Черниговской области, расположен на левом берегу реки Сейм (левый приток Десны , бассейн Днепра) за 217 километров на северо-восток от Киева и за 143 километров от областного центра Чернигова (по автодорогам). Население 2652 человек (по данным Государственнойслужбы статистики Украины на 1 января 2014 года).

    Основание Батурина

    Батурин был основан вскоре после подписания Деулинского перемирия 1618 года между Московским царством и Речью Посполитой, в результате которого территория Чернигово-Северщины, в том числе и территория, где расположен современный Батурин, попала под власть Речи Посполитой. В 1625 году Щасный Вышель (польско-королевский ротмистр), получивший от короля поручение заниматься заселением пустынных территорий в Северском княжестве, настановил заселить (осадить) Батуринское городище своего слугу Матея Стахурского. К концу 1620-х годов Батурин уже имел постоянное население. В начале 1630-х годов город принадлежал Стародубскому старосте Павлу Тризне. В начале Смоленской войны 1632-1634 годов Батуринский замок был взят московскими войсками и оставался незаселенным на протяжении всего периода военных действий. Он был отстроен людьми Новгород-Северского старосты А. Песочинского, однако около 1635 года коронный подскарбий Ежи Оссолинский вынудил А. Песочинского отказаться от своих претензий на Батурин. С 1648 по 1708 год Батурин-центр сотни, вначале Борзнянского(1648-1649), а затем Черниговского полка(1649-1654). С 1654 года и до ликвидации полкового устройства на Левобережной Украине в 1782 году сотня неизменно находилась в составе Нежинского полка. После уничтожения города в 1708 году центр сотни находился в селе Митченки.

    Батурин в составе царской России

    В средине XVII столетия Батурин был довольно защищенным городом. Вот как описывается Батурин за 1654 год: город Батурин стоит возле реки Сейм, под городом течет в реку Сейм озеро Поповка, вокруг города с трех сторон к озеру сделан земляной вал, по обе стороны того вала огорожено дубовыми бревнами, в том земляном валу сделаны трое ворот проезжих, на двух воротах башни, на третьих воротах башни нет, глухих наугольных шесть башен. Вокруг земляного вала с трех сторон к горе сделан ров, а с четвертой стороны по горе от того земляного вала вверх к озеру огорожено стоячим острогом(частоколом). В городе по башням и по стене девять пищалей (огнестрельное оружие) чугунных железных. Над озером на горе сделан двор панский, вокруг того двора сделана из рва насыпь земляная, на той насыпи огорожено острогом круглыми дубовыми бревнами, в том остроге сделаны ворота проезжие, на воротах башня и три башни глухие, вокруг того двора возле стен с трех сторон сделан ров, а тот острог перегорожен надвое стоячим острогом и сделано два рва возле тех стен. В 1654 году Иван Золотаренко (в то время наказной гетман) получил царскую грамоту на местечко Батурин со всеми принадлежащими ему землями. Через год после этого Золотаренко донес царю, что местечко Батурин сгорело, и взамен его просил Борзну и Глухов. Грамота на Глухов была выдана, однако, поскольку Иван Золотаренко все время от пожалования ему Батурина до замены его Глуховом находился в Белоруссии, то, предположительно, Батурин числился за Золотаренком только на бумаге. С 1669 по 1708 год Батурин был резиденцией гетманов Левобережной Украины. В ноябре 1708 года, после того, как Петру I окончательно стало известно о переходе гетмана Ивана Мазепы на сторону шведского короля Карла XII, Батурин был полностью разорен и сожжен московскими войсками под командованием князя А. Меньшикова. Меньшиков смог зайти в Батурин благодаря одному из старшин Прилуцкого полка Ивану Носу, который указал место, через которое можно было беспрепятственно проникнуть в крепость. Разбежавшиеся батуринцы, вернувшись на родное пепелище, стали селиться около города, в предместьях, которые не были окончательно разорены. Вот как описывает уничтожение города Лизогубовская летопись за 1708 год: "Много там людей пропало от меча, поскольку сбег был от всех сел; много в Сейме утонуло людей, убегая по льду еще не крепкому, много и погорело, кто прятался по хоромах, в погребах, в ямах". Батурин вместе с принадлежавшими ему селами в 1726 году был пожалован князю Меньшикову, но Батуринская волость оставалась у него недолго, до его падения (в 1727 году), когда вместе с другими Меньшиковскими имениями была отобрана в казну. Батурин вновь стал гетманской столицей в 1750 году, вместе с постановлением на гетманство Кирилла Разумовского. В 1760 году Батурин был отдан к. Разумовскому "в вечное и потомственное владение". После упразднения гетманства в 1764 году Разумовский 11 лет прожил в Санкт-Петербурге и вернулся в Батурин только в 1776 году, где и прожил оставшуюся жизнь(умер в 1803 году). Приблизительно в 1772 году Кирилл Разумовский начал в Батурине строительство большого каменного дома, который до конца так и не был построен и в котором никто не жил. С 1782 года Батурин-центр волости Конотопского уезда Новгород-Северского наместничества, который в 1791 году отошел к Черниговскому наместничеству. С 1797 года Батуринская волость находилась в составе Малороссийской губернии, а с 1802 года-Черниговской губернии. К концу XIX столетия в Батурине было 939 дворов и проживало 5091 жителей.

    Батурин в XX-XXI столетиях

    В 1923 году в Черниговской губернии были созданы округа, а вместо волостей-районы. Батурин стал центром района Конотопского округа Черниговской губернии. В 1925 году губернии были ликвидированы. В 1932 году, после очередной административно-территоральной реформы Батурин вошел в состав вновь созданной Черниговской области. С 1960 года Батурин-поселок городского типа. В 2008 году Батурин был отнесен к категории городов районного значения.

    Происхождение названия Батурин

    Название города, возможно, происходит от русского диалектного слова батура-башня, вышка, крепость. Существует также легенда, согласно которой название города выводят от имени польского короля Стефана Батория(правил с 1576 по 1586 год), основавшего Батурин, по одной версии, для резиденции козацких гетманов, а по другой версии, как свое поместье. Однако. на левобережье Днепра во времена правления Стефана Батория козаков еще не было.

    Источники:

    1. http://della.com.ua/distance/

    2. Кулаковський П. Чернігово-Сіверщина у складі Речі Посполитої (1618-1648) - К., 2006

    3. В.М. Заруба Адміністративно-територіальний устрій та адміністрація Війська Запорозького у 1648_1782 рр.-Дніпропетровськ, 2007

    4. Присяжні книги 1654 р. Білоцерківський та Ніжинський полки/ Упоряд.: Ю. Мицик, М.Кравець - К., 2003

    5. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, Том 14, Документ №7 - СПб, 1889

    6. Лазаревский А.М. Описание Старой Малороссии. Том 2 Полк Нежинский - К., 1893

    7. "Тепловка". Страница из истории старого Батурина//Киевская Старина №11 - К., 1890

    8. А.А.Русов Описание Черниговской губернии Том 2 - Чернигов, 1899

    9. Батурин:сторінки історії Збірник документів і матеріалів/Редколегія О.Б. Коваленко та ін. - Чернігів, 2000

    10. В.И. Даль Словарь живого великорусского языка Том 1 М., 2006


    Заселялась людьми начиная с эпохи неолита . Заселение продолжалось в эпоху бронзы и в скифский период , о чём свидетельствуют выявленные здесь останки соответствующих поселений . В -XIII веках на этой территории существовало древнерусское городище .

    История XVI-XVII веков

    История XX века

    В 1923 году в Черниговской губернии были созданы округа, а вместо волостей-районы. Батурин стал центром района Конотопского округа Черниговской губернии. В 1925 году губернии были ликвидированы. В 1932 году, после очередной административно-территоральной реформы, Батурин вошел в состав вновь созданной Черниговской области.

    С 1960 года Батурин - поселок городского типа.

    Современная история

    В настоящее время в Батурине реконструируются 5 объектов: цитадель, дворец гетмана Разумовского, дом Кочубея, Воскресенская церковь и Воскресенская школа при храме. В посёлке имеются кинотеатр и публичная библиотека.

    Автобусная линия связывает Батурин с Бахмачем и Конотопом . Ближайшая железнодорожная станция - Бахмач.

    7 октября Батурин официально стал «Восточной резиденцией президента Украины » (всего у него официальных резиденций более десятка)